Податкові новини від юристів ЮФ «Дмитрієва та Партнери»

23.12.2014

Податкові новини від юристів ЮФ «Дмитрієва та Партнери»

На порталі ЮРЛИГА опубліковани правові новини в сфері оподаткування, підготовлені юристами ЮФ «Дмитрієва та Партнери»: Любов’ю Ігнатовою, Катериною Щукіною та Оксаною Тропець

* Юридические лица, осуществляющие лизинговые (арендные) операции не могут применить упрощенную систему налогообложения

Согласно з пп.14.1.97 п.14.1 ст.14 Налогового кодекса Украины  лизинговая (арендная) операция - хозяйственная операция (кроме операций по фрахтованию (чартеру) морских судов и других транспортных средств) физического или юридического лица (арендодателя), предусматривающая предоставление основных фондов в пользование другим физическим или юридическим лицам (арендаторам) за плату и на определенный срок.

Согласно подсектора 123 Классификации институциональных секторов экономики Украины, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 18.04.2005 г. № 96 к финансовым посредникам отнесено лизинговую компанию. Лизинговая компания - юридическое лицо, передающее право владения и пользования непотребляемой вещью (предметом лизинга), определенной индивидуальными признаками и отнесенной согласно законодательству к основным фондам, физическому или юридическому лицу (лизингополучателю) в соответствии с договором лизинга.

Подпунктом 291.5.4 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса Украины определено, что не могут быть плательщиками единого налога страховые (перестраховые) брокеры, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, другие финансовые учреждения, определенные законом.

Поэтому юридические лица, осуществляющие лизинговые (арендные) операции, не могут применить упрощенную систему налогообложения.

* Государственная фискальная служба Украины (ГФСУ) напоминает, при каких условиях физлица-предприниматели могут быть плательщиками единого налога второй группы.

К плательщикам единого налога, которые относятся ко второй группе, относятся и физические лица - предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога или населению, производство или продажа товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев:

- Не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек;

- Объем дохода не превышает 1000000 гривен.

Это определено пп. 2 п.291.4 ст. 291 Налогового кодекса Украины от 02 декабря 2010 года № 2755-VI с изменениями и дополнениями.

В то же время, действие настоящего подпункта не распространяется на физических лиц - предпринимателей, которые предоставляют посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009: 2005), а также осуществляют деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней. Такие физические лица - предприниматели относятся исключительно к третьей или пятой группе плательщиков единого налога, если отвечают требованиям, установленным для таких групп.

* Заведующий сектором планирования и информационного обеспечения управления налогового и таможенного аудита ГУ ГФСУ в Тернопольской области Екатерина Соколова отмечает, что ставки налогообложения на упрощенной системе применяют в двойном размере (согласно п. 293.5 Кодекса) к сумме превышения предельного объема дохода (5 млн. грн). В случае превышения объема дохода юридическое лицо обязано в течение 10 календарных дней после предельного срока подачи декларации за квартал оплатить двойную сумму налога с суммы превышения (ст. 295.7 НКУ) и перейти на общую систему налогообложения в соответствии с ч. 3 п. 293.8 НКУ.

+ ГФСУ в письме от 25.11.2014 г. №11686 / 7 / 99-99-15-03-01-17 рассмотрела вопросы организации работы по администрированию единого налога для юридических лиц и отметила, в частности, следующее:

1. Относительно ограничений по применению упрощенной системы налогообложения.

Одним из главных условий пребывания на упрощенной системе налогообложения является то, что плательщики единого налога - юридические лица должны осуществлять расчеты за отгруженные товары исключительно в денежной форме.

2. Относительно права плательщиков единого налога - юридических лиц осуществлять лизинговые (арендные) операции и предоставлять в аренду движимое и недвижимое имущество.

3. Относительно аннулирования регистрации плательщиков единого налога - юридических лиц при наличии налогового долга.

* Пресс-служба ГУ ГФСУ  в г. Киеве сообщает, если арендатор самостоятельно не заключает договора на потребление коммунальных услуг, а осуществляет возмещение арендодателю в части понесенных им расходов на оплату коммунальных услуг, то в договоре аренды обязательно должен быть определен порядок расчета стоимости потребленных арендатором коммунальных услуг и их оплаты (компенсации).

Кроме того, у арендатора как субпотребителя электроэнергии должно быть два договора:
- с основным потребителем, то е
сть арендодателем (относительно использования его электросетей);
- с поставщиком электроэнергии.

Если арендодателем выступает не бюджетное учреждение, то средства, получаемые от арендатора в виде возмещения расходов на энергоносители, которые являются составной расходов на содержание предоставленного в аренду недвижимого имущества, включаются в базу обложения НДС арендодателя и облагаются этим налогом в общеустановленном порядке.

* Пресс-служба ГФСУ сообщила: лицо, являющееся предпринимателем и одновременно занимающееся независимой профессиональной деятельностью, является плательщиком единого взноса как физическое лицо - предприниматель. То есть единый взнос физическое лицо платит только с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. При этом такое лицо не имеет обязанности по учету и уплате единого взноса из сумм дохода, полученного от его независимой профессиональной деятельности.

Если лицо находится на учете плательщиков единого взноса в органах ДФС как предприниматель, но предпринимательскую деятельность не осуществляет и доходов от этой деятельности не получает, такое лицо должно встать на учет в качестве плательщика единого взноса - физическое лицо, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, то есть занимается независимой профессиональной деятельностью и уплачивает единый взнос с доходов, полученных от независимой профессиональной деятельности.

Порядок начисления, исчисления и уплаты единого взноса регулируется Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464.

* ГФСУ своим разъяснением от 03.12.2014 г. отметила необходимость своевременной подачи налоговой отчетности.

В соответствии с п. 110.1 ст. 110 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года N 2755-VI с изменениями и дополнениями налогоплательщики, налоговые агенты и/или их должностные лица несут ответственность в случае совершения нарушений, определенных законами по вопросам налогообложения и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Ответственность за непредставление или несвоевременное предоставление налоговой отчетности предусмотрено п. 120.1 ст. 120 НКУ, в частности, непредоставление или несвоевременное предоставление налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы налоговых деклараций (расчетов), - влекут за собой наложение штрафа в размере 170 гривен, за каждое такое непредоставление или несвоевременное предоставление.

С этим и другими разъяснениями можно ознакомиться в общедоступном информационно-справочном ресурсе (веб-портал ДФС, вкладыш "Информационно-справочный ресурс", данное разъяснение в категории 138.01).

* ГФСУ своим разъяснение от 03.12.2014 г. сообщила, какая ответственность предусмотрена за нарушение правил уплаты (перечисления) налогов.

В соответствии с п. 126.1 ст. 126 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ) в случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства и/или авансовых взносов по налогу на прибыль предприятий в течение сроков, определенных НКУ, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах:

- При задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга;

- При задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга.

По истечению установленных НКУ сроков погашения согласованно денежного обязательства на сумму налогового долга начисляется пеня (пп. 129.1.1 п. 129.1 ст. 129 НКУ).

* ГФСУ с целью надлежащего администрирования налога на прибыль предприятий письмом от 03.12.2014 г. N 13127/7 / 99-99-19-02-01-17 Об уплате консолидированного налога на прибыль сообщает следующее.

Порядок начисления налога на прибыль при наличии обособленных подразделений в составе плательщика налога - юридического лица определен п. 152.4 ст. 152 Налогового кодекса Украины.

Изменение порядка уплаты налога в течение отчетного года не разрешается. Решение об уплате консолидированного налога распространяется также на обособленные подразделения, созданные таким плательщиком налога в течение любого времени после такого сообщения.

При этом 27 сентября 2014 вступил в силу Закон Украины от 12 августа 2014 N 1636-VII "О создании свободной экономической зоны" Крым "и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины", которым предусмотрены особенности производства экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины (АР Крым и г.. Севастополя) и другие аспекты правовых отношений между физическими и юридическими лицами, которые находятся на такой территории или за ее пределами.

Плательщики налога на прибыль с местонахождением на территории свободной экономической зоны "Крым", имеющие обособленные подразделения на остальной территории Украины, не могут платить налог на прибыль предприятий на консолидированной основе. Такие обособленные подразделения с местонахождением на остальной территории Украины уплату налога на прибыль осуществляют самостоятельно как отдельные плательщики этого налога на такой другой территории Украины.

* Ведение книг учета предпринимателями в зависимости от выбранной системы налогообложения (Письмо ДФС от 29.10.2014 № 5857/6 / 99-99-17-02-02-15).

ДФС напомнила, что физические лица - предприниматели в зависимости от выбранной системы налогообложения обязаны вести книгу учета доходов и книгу учета доходов и расходов.

Физические лица - предприниматели на общей системе налогообложения обязаны вести книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара. Форма и порядок ведения книги учета доходов и расходов утверждены приказом от 16.09.2013 № 481.

Плательщики единого налога первой и второй групп и плательщиков единого налога третьей группы, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, ведут книгу учета доходов.

Плательщики единого налога третьей и пятой групп, которые являются плательщиками налога на добавленную стоимость, ведут книгу учета доходов и расходов.

Порядок ведения книги учета доходов и книги учета доходов и расходов плательщиками единого налога утверждены приказом МФУ от 15.12.2011 № 1637.

* ГФСУ в связи с вступлением в силу Закона Украины "О создании свободной экономической зоны "Крым"и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины" своим письмом от 03.12.2014 г.. № 13311/7 / 99-99 -19-03-02-17 напомнила, что подпунктом 3 п. 12.3 ст. 12 Закона  установлено, что с 1 июня 2014 считается аннулированной налоговая регистрация лиц, которые по состоянию на 31 мая 2014 имели место нахождения (место жительства) и состоящих на учете в контролирующих органах на территории Автономной Республики Крым или города Севастополя. Как следствие, предприятия, зарегистрированные на территории СЭЗ «Крым» и не перерегистрированные на другую территорию Украины, с 1 июня 2014 потеряли статус плательщиков налога на добавленную стоимость, не имеют права на составление налоговых накладных и не подают налоговую отчетность.

Кроме того, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 9 ТКУ территория свободной таможенной зоны, созданной в рамках СЭЗ «Крым», считается, такой, что находится за пределами таможенной территории Украины, операции плательщиков налога по поставке услуг, местом поставки которых в соответствии с пунктами 186.2 - 186.4 ст. 186 раздела V ТКУ является территория СЭЗ «Крым», не являются объектом налогообложения налога на добавленную стоимость. При осуществлении налогоплательщиками указанных операций по поставке товаров/имущества, местом поставки которых в соответствии с пунктом 186.1 и пунктами 186.2 - 186.4 статьи 186 раздела V Налогового кодекса Украины определена территория СЭЗ "Крым", налог на добавленную стоимость не взимается (т.е. налогоплательщиков по таким операциями не определяют ни налоговых обязательств, ни налогового кредита).

Теперь к операциям по вывозу товаров на территорию СЭЗ «Крым» с территории Украины применяется нулевая ставка НДС, что касается ввоза товара с территории СЭЗ «Крым» на  территорию Украины, то такие операции являются объектом налогообложения НДС на общих основаниях. Причем до 1 января 2015 года операции по ввозу с территории СЭЗ «Крым» на другую территорию Украины товаров, определенных п. 6.4 ст. 6 Закона 1636, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

* Минрегионстрой позаботился о переселенцах из зоны АТО.

Как разъяснил 9 декабря 2014 Минрегионстрой, поскольку переселенцы из зоны АТО, временно оставили свои дома, фактически не будут потреблять услуги и показания соответствующих приборов учета в их квартирах будут равны «0», то они будут иметь право не оплачивать стоимость жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором.

* ГФСУ сообщает, что в связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Украины Законом Украины от 31 июля 2014 N 1621-VII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины" с учетом изменений, внесенных к нему Законом Украины от 7 октября 2014 N 1690-VII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно совершенствования налогообложения инвестиционной деятельности", в соответствии с которыми с 1 января 2015 года вводится система электронного администрирования налога на добавленную стоимость.

Основные принципы функционирования системы электронного администрирования НДС определены статьей 2001 раздела V Налогового кодекса. Пунктом 2001.1 статьи 2001 раздела V Налогового кодекса предусмотрено утверждение Кабинетом Министров Украины порядка электронного администрирования НДС. Такой порядок утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 16 октября 2014 N 569 "Некоторые вопросы электронного администрирования налога на добавленную стоимость".

Любовь Игнатова, адвокат
Тропец Оксана, старший юрист
Щукина Екатерина, юрист
ЮФ «Дмитриева и Партнеры»




Замовити консультацію фахівців
Dmitrieva & Partners




Защита от автоматических сообщений*:

CAPTCHA