Юридическаяпрактика...
Юридический сервис...
Бухгалтерский аутсорсинг...
Двойное налогообложение

Международный бизнес, понятно, связан с экспансией на различные регионы, многообразием форм, большим количеством вовлеченных компаний, сделками со связанными лицами, инвестированием в различные регионы. Законы всех стран, которые интересны для ведения бизнеса, предполагают свое национальное налогообложение, а также возможность некоторого снижения налогообложения для международных компаний, ведущих бизнес в различных юрисдикциях. Основной принцип договоров об избежании двойного налогообложения - предоставление налогоплательщику выбрать, в какой из стран он будет платить налоги, чтобы не платить их и там, где компания зарегистрирована, и в стране ведения бизнеса.

Украина имеет длинный список государств, с которыми заключены такие договора, чо дает возможность бизнесу использовать эти преимущества.

Согласно Письму Государственной Фискальной Службы Украины от 04.02.2019 № 3470/7/99-99-26-02-03-17 по состоянию на 01.01.2019 г. вступили в силу международные договоры об избежании двойного налогообложения с:

Австрией (20.05.99), 

Азербайджаном (03.07.2000), 

Алжиром (01.07.2004), 

Бельгией (25.02.99), 

Беларусью (30.01.95), 

Болгарией (03.10.97), 

Бразилией (26.04.2006), 

Великобританией (11.08.93, с изменениями 30.10.2019), 

Вьетнамом (19.11.96), 

Арменией (19.11.96), 

Грецией (26.09.2003), 

Грузией (01.04.99), 

Данией (21.08.96), 

Египтом (27.02.2002), 

Эстонией (24.12.96), 

Израилем (20.04.2006), 

Индией (31.10.2001), 

Индонезией (09.11.98), 

Ираном (21.07.2001), 

Ирландией (17.08.2015), 

Исландией (09.10.2008), 

Италией (25.02.2003), 

Иорданией (23.10.2008), 

Казахстаном (14.04.97), 

Канадой (22.08.96), 

Кипром (07.08.2013, с изменениями 30.10.2019), 

Кыргызстаном (01.05.99), 

Китаем (18.10.96), 

Республикой Корея (19.03.2002), 

Кувейтом (22.02.2004), 

Латвией (21.11.96), 

Ливаном (06.09.2003), 

Ливией (31.01.2010), 

Литвой (25.12.97), 

Люксембургом (18.04.2017), 

Македонией (23.11.98), 

Мальтой (28.08.2017), 

Марокко (30.03.2009), 

Мексикой (06.12.2012), 

Молдовой (27.05.96), 

Монголией (03.11.2006), 

Нидерландами (02.11.96), 

Норвегией (18.09.96), 

Объединенными Арабскими Эмиратами (09.03.2004), 

Пакистаном (30.06.2011), 

Южно-Африканской Республикой (23.12.2004), 

Польшей (11.03.94), 

Португалией (11.03.2002), 

Российской Федерацией (03.08.99), 

Румынией (17.11.97), 

Саудовской Аравией (01.12.2012), 

Сингапуром (18.12.2009), 

Сирией (04.05.2004), 

Словакией (22.11.96), 

Словенией (25.04.2007), 

США (05.06.2000), 

Таджикистаном (01.06.2003), 

Таиландом (24.11.2004), 

Турцией (29.04.98), 

Туркменистаном (21.10.99), 

Венгрией (24.06.96), 

Узбекистаном (25.07.95), 

Финляндией (14.02.98), 

Францией (01.11.99), 

ФРГ (04.10.96), 

Хорватией (01.06.99), 

Чехией (20.04.99, с изменениями 09.12.2015), 

Швейцарией (26.02.2002), 

Швецией (04.06.96).

Конвенция между Кабинетом Министров Украины и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, которая была подписана 22 марта 2001 г. и вступила в силу 29.11.2001, применяется в отношениях Украины с Республикой Сербия и с Республикой Черногория.

Кроме того, в соответствии со статьей 7 Закона Украины "О правопреемстве Украины" Украина применяет договоры СССР об избежании двойного налогообложения, действующие до вступления в силу новых договоров. Договоры СССР действуют в отношениях Украины с Испанией, Малайзией, Японией.


Протокол о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения между Украиной и Великобританией ратифицировано Верховной Радой

Верховная Рада ратифицировала Протокол между Правительством Украины и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о внесении изменений в Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доход и на прирост стоимости имущества.

 Ниже таблица для ознакомления с основными изменениями, предусмотренными Протоколом:


Было

согласно Конвенции между Правительством Украины и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и прирост стоимости имущества (дата вступления в силу: 11.08.1993)
Стало
   
согласно Протокола между Правительством Украины и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Украины и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и прирост стоимости имущества, совершенной в Лондоне 10 февраля 1993 (ратифицировано Законом № 244-IX от 30.10.2019)
Налогообложение дивидендов "2. Однако, дивиденды могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является фактическим владельцем дивидендов и подлежит налогообложению в отношении дивидендов в этом другом Государстве, взимаемый налог не должен превышать:

(а) 5 процентов общей суммы дивидендов, если право на дивиденды имеет компания, которая контролирует прямо или косвенно, в случае Соединенного Королевства, по крайней мере 20 процентов капитала с правом голоса компании, выплачивающей дивиденды, и, в случае Украины, по крайней мере 20 процентов уставного капитала;

(b) 10 процентов общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.»
Налогообложение дивидендов по ставке 5% - если фактическим владельцем дивидендов является компания (иная чем партнерство), которая владеет непосредственно менее 20% капитала компании, выплачивающей дивиденды и повышена ставка с 10% до 15% - во всех других случаях:

"2. Однако дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом Договаривающегося Государства:

a) могут также облагаться налогом в этом Государстве и в соответствии с законодательством этого Государства, но если бенефициарный владелец дивидендов является резидентом другого Государства, то налог, взимаемый таким образом, не должен превышать:

i) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если бенефициарным владельцем дивидендов является компания, которая прямо или косвенно владеет не менее 20 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды;

ii) 15 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях;»
Налогообложение процентов
 0 %
Увеличение размера ставки налогообложения процентов - с 0% до 5%:

"2. Однако проценты, возникающие в Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом Государстве в соответствии с законодательством этого Государства, но если бенефициарный владелец процентов является резидентом другого Государства, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 5 процентов от общей суммы процентов.»
Налогообложение роялти
 0 %
Увеличение размера ставки налогообложения роялти - с 0% до 5%:

"2. Однако роялти, возникающие в Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом Государстве в соответствии с законодательством этого Государства, но если бенефициарный владелец роялти является резидентом другого Государства, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 5 процентов от общей суммы роялти.»
Обмен налоговой информацией
«Обмен информацией

1. Компетентные органы Договаривающихся Государств обмениваются информацией, необходимой для выполнения положений настоящей Конвенции или национальных законодательств Договаривающихся Государств, касающихся налогов, на которые распространяется Конвенция в той мере, пока налогообложения не противоречит Конвенции, в частности, чтобы предупреждать мошенничество и облегчать применения установленных законом положений против легальных уклонений. Любая информация, полученная Договаривающимся Государством, считается конфиденциальной и будет раскрыта только лицам или властям (включая суды и органы управления), занятым оценкой или сбором, принудительным взысканием или судебным преследованием или рассмотрением апелляции относительно налогов, на которые распространяется Конвенция. Такие лица или органы будут использовать информацию только с этой целью. Они могут раскрывать информацию в ходе открытых судебных заседаний и в юридических решениях. 2. Ни в коем случае положения пункта 1 настоящей статьи не будут толковаться как обязывающие компетентные органы любой из Договаривающихся Государств: (а) осуществлять административные меры, такие, что отличаются от законов и административной практики, имеющей преимущество в любом из Договаривающихся Государств; (b) предоставлять информацию, которую нельзя получить по законодательству или в ходе обычного управления в любом из Договаривающихся Государств; (с) предоставлять информацию, которая будет раскрывать какую-либо торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну или торговый процесс, или информацию, раскрытие которой противоречило бы общественным интересам.»
Значительное расширение возможностей Сторон по обмену налоговой информацией:

«Обмен информацией

1. Компетентные органы Договаривающихся Государств обмениваются информацией, которая является ожидаемо значимой для выполнения положений настоящей Конвенции или администрирования или выполнения национальных законов, касающихся налогов любого вида и определения, взимаемых от имени Договаривающихся Государств или их административно-территориальных единиц, или местных органов власти в той мере, в какой налогообложение, согласно таким законам не противоречит Конвенции. Обмен информацией не ограничивается статьями 1 и 2.

2. Любая информация, полученная Договаривающимся Государством в соответствии с пунктом 1, считается конфиденциальной так же, как и информация, полученная в соответствии с национальным законодательством этого Государства, она может раскрываться только лицам или органам (в том числе судам и административным органам), которые занимаются начислением или сбором, принудительным взысканием налогов, указанных в пункте 1, или судебным расследованием или рассмотрением апелляций в отношении таких налогов, или наблюдением за вышеприведенным. Такие лица или органы используют информацию только с этой целью. Они могут раскрывать информацию во время открытого судебного заседания или в тексте судебных решений. Несмотря на вышеизложенное, информация, полученная Договаривающимся Государством, может использоваться для других целей, если такая информация может использоваться для таких других целей в соответствии с законодательством обоих государств, и если компетентный орган государства, которое предоставляет информацию, дал разрешение на такое использование.

3. Ни в коем случае положения пунктов 1 и 2 не следует толковать как налагающие на Договаривающиеся Государства обязательства:

a) осуществлять административные меры, противоречащие законодательству и административной практике этого или другого Договаривающегося Государства;

b) предоставлять информацию, которую нельзя получить по законодательству или в пределах обычного процесса администрирования в одном или другом Договаривающемся Государстве;

c) предоставлять информацию, которая будет раскрывать любую торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну или торговый процесс, или информацию, раскрытие которой противоречило бы государственной политике.

4. Если информация запрашивается Договаривающимся Государством в соответствии с настоящей статьей, другое Договаривающееся государство для получения информации, в отношении которого осуществлен запрос, должно применить все свои меры по сбору информации, даже если это другое Государство может потребовать такую информацию для своих собственных налоговых целей. На обязательство, изложенное в предыдущем предложении, распространяются ограничения, указанные в пункте 3, но ни в коем случае такие ограничения не должны толковаться как позволяющие Договаривающемуся Государству отказать в предоставлении информации исключительно на основании того, что оно не имеет национального интереса относительно такой информации.

5. Ни в коем случае положения пункта 3 не должны толковаться как позволяющие Договаривающемуся Государстве отказывать в предоставлении информации исключительно на основании того, что информация принадлежит банку, другому финансовому учреждению, назначенному лицу (номинальному держателю) или лицу, действующему в качестве агента или фидуциара, или потому, что она касается имущественных долей в лице.»
Применение права на получение преимуществ

Преимущества не будут предоставляться в отношении вида дохода или имущества, если одной из главных целей какой-либо договоренности или соглашения между субъектами хозяйственной деятельности было непосредственное или опосредованное получение ими такого преимущества:

«1. Несмотря на другие положения настоящей Конвенции, выгоды, предусмотренные настоящей Конвенцией, не предоставляются в отношении определенного вида дохода или имущества, если с учетом всех соответствующих фактов и обстоятельств можно прийти к обоснованному выводу, что получение такой выгоды было одной из главных целей соглашения или операции, которая прямо или косвенно создала основания для такой выгоды, если не установлено, что предоставление такой выгоды и при таких обстоятельствах согласовуется с целями соответствующих положений настоящей Конвенции.»


Протокол о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения между Украиной и Кипром ратифицировано Верховной Радой

Верховная Рада ратифицировала Протокол о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы.

Ниже сравнительная таблица для ознакомления с основными изменениями, предусмотренными Протоколом:


Было

согласно Конвенции между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы (ратифицировано Законом № 412-VII от 04.07.2013)
Стало

согласно Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы (ратифицировано Законом № 243-IX от 30.10.2019)
Налогообложение дивидендов "2. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо - фактический владелец дивидендов является резидентом другого Государства, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать:

a) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если фактический владелец обладает не менее чем 20 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, или инвестировал в приобретение акций или других прав компании в эквиваленте не менее 100 000 евро;

b) 15 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.»
Налогообложение дивидендов по ставке 5% - если фактическим владельцем дивидендов является компания (которая не является обществом), обладающая непосредственно по крайней мере 20% капитала компании, выплачивающей дивиденды и инвестировала в приобретение акций или других прав компании в эквиваленте не менее 100 000 евро) и 10 % - во всех других случаях:

"2. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо - фактический владелец дивидендов является резидентом другого Государства, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать:

a) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если фактическим владельцем дивидендов является компания (которая не является обществом), обладающая непосредственно по крайней мере 20 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды и инвестировала в приобретение акций или других прав компании в эквиваленте не менее 100 000 евро,

b) 10 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.»
Налогообложение процентов
"2. Однако такие проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо - фактический владелец процентов является резидентом другого Договаривающегося Государства, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 2 процентов от общей суммы процентов. Способ применения этих ограничений устанавливается компетентными органами Договаривающихся Государств по взаимной договоренности.»
Увеличен размер ставки налогообложения процентов - с 2% до 5% (предложенные ставки соответствуют общей практике заключения Украиной таких конвенций и протоколов к ним с другими странами мира (аналогичные по размерам ставки содержатся в большинстве конвенций и протоколов к ним, заключенных нашим государством):

"2. Однако такие проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо - фактический владелец процентов является резидентом другого Договаривающегося Государства, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 5 процентов от общей суммы процентов. Способ применения этих ограничений устанавливается компетентными органами Договаривающихся Государств по взаимной договоренности.»
Налогообложение доходов от отчуждения долей
«4. Доходы от отчуждения любого имущества, иного, чем то, о котором говорится в предыдущих пунктах, облагаются налогом только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, которое отчуждает имущество.»
Внесены изменения относительно налогообложения доходов от отчуждения долей в компаниях, удельный вес стоимости недвижимого имущества которых составляет более 50% стоимости всего имущества (активов) таких компаний (в действующей конвенции соответствующие доходы освобождаются от налогообложения в Украине):

«4. Доходы, получаемые резидентом Договаривающегося Государства от отчуждения акций, которые получают более 50 процентов их стоимости или большей части стоимости прямо или косвенно от недвижимого имущества, расположенного в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в другом Государстве.»




Заказать консультацию специалистов
Dmitrieva & Partners