ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний
на уровне контролирующего лица

 

16 января 2020 г. Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект № 1210 относительно урегулирования вопросов налогообложения контролируемых иностранных компаний, который вступает в силу с 1 января 2021 года.

Контролируемая иностранная компания (КИК) - юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, находящейся под контролем резидента Украины (физического или юридического лица).

Юридическое лицо - корпоративное образование / объединение / организация, наделенная правом владеть активами, иметь права и обязанности, и осуществлять деятельность от своего имени, независимо от учредителей, участников, формы собственности. Наличие у КИК статуса юридического лица определяется в соответствии с законодательством ее регистрации.

К КИК может приравниваться иностранное образование без статуса юридического лица.

Образование без статуса юридического лица - образование, созданное на основании сделки или зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без создания юридического лица, которое имеет право осуществлять деятельность, направленную на получение дохода (прибыли) в интересах своих участников, партнеров, учредителей, доверителей или других выгодополучателей.

Образования без статуса юридического лица могут включать в частности, но не исключительно: партнерства, трасты, фонды, другие учреждения и организации. К образованиям без статуса юридического лица приравниваются лица-нерезиденты, организационно-правовая форма которых включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины, которые в соответствии с законом не являются юридическими лицами.

Контролирующее лицо - физическое лицо или юридическое лицо (резиденты Украины), которые являются прямыми или опосредованными собственниками (контроллерами) КИК, которое:

а) владеет долей в иностранном юридическом лице в размере более чем 50 процентов;

б) владеет долей в иностранном юридическом лице в размере более чем 10 процентов, при условии, что несколько физических лиц - резидентов Украины и / или юридических лиц - резидентов Украины владеют долями в иностранном юридическом лице, размер которых в совокупности составляет 50 и более процентов, или

в) отдельно или вместе с другими резидентами Украины связанными лицами осуществляет фактический контроль над иностранным юридическим лицом.

Не признаются контролирующими лицами резиденты Украины, если их владения долей в КИК реализовано через прямое или косвенное владение в другом юридическом лице - резиденте Украины при условии, если последнее признается контролирующим лицом и на него возлагается обязательство по налогообложению скорректированной прибыли КИК.

Доля в КИК - корпоративные права, права в образовании без статуса юридического лица, в активы которого входит доля в юридическом лице, или любые другие аналогичные права и / или правомочия, которые предоставляют физическому или юридическому лицу право:

а) воздействия на соответствующую долю голосов в высшем органе управления;

б) на получение соответствующей части прибыли;

в) блокирование решения о распределении части прибыли;

г) на получение соответствующей части активов иностранного юридического лица в случае его ликвидации или прекращения.

Если в соответствии с принадлежащим физическому лицу размером доли объемы прав разные, принимается наибольшее значение такой доли.

Владение физическим или юридическим лицом долей в КИК:

- принадлежат физическому или юридическому лицу прямо или косвенно через других лиц, в том числе через образования без статуса юридического лица;

- принадлежат любым связанным лицам такого физического или юридического лица прямо или косвенно через других лиц.

Размер доли косвенного владения рассчитывается:

- в случае владения через одну цепь лиц, владеющих долями одна в другой - путем умножения долей;

- в случае владения через несколько цепей лиц, владеющих долями одна в другой - путем суммирования долей в каждой такой цепи.

Если лицо фактически владеет долей в размере более 50 (через одну или несколько цепей) над юридическим лицом в цепи, считается, что физическое лицо владеет долей в таком юридическом лице в размере 100 процентов.

В случае, если лицо осуществляет фактический контроль над следующим юридическим лицом в цепи, считается что такое лицо владеет долей в следующем юридическом лице в размере 100 процентов.

Лицо считается таким, которое владеет долей в другом лице, в случае:

- владения на основании права собственности;

- если право собственности на соответствующую долю юридически принадлежит другим лицам, действующим в интересах такого лица.

Лицо считается таким, которое владеет долей в другом лице, в случае, если такое лицо является учредителем траста, владельцем доли имущества фонда, учреждения, другого образования без статуса юридического лица, в активы которого входит указанная доля, или участником (партнером с полной или ограниченной ответственностью) партнерства, в активы которого входит доля в юридическом лице.

Фактический контроль - лицо имеет возможность оказывать существенное или решающее влияние на решения юридического лица о заключении соглашений, распоряжении активами и прибылью, прекращении деятельности, независимо от юридического оформления такого влияния.

Фактический контроль устанавливается на основании, в частности, но не исключительно, хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) предоставление лицом обязывающих указаний органам управления юридического лица;

б) ведение лицом переговоров по заключению сделок юридическим лицом и согласованию существенных условий таких сделок, которые в дальнейшем лишь формально утверждаются органами управления юридического лица или выполняются органами управления юридического лица без дальнейшего дополнительного утверждения;

в) наличие у лица доверенности на осуществление существенных сделок от имени юридического лица, выданной на срок более одного года, и не предусматривает предварительного согласования таких сделок органами управления юридического лица;

г) осуществление лицом операций по банковским счетам юридического лица или наличие возможности блокировать операции по таким счетам;

д) указание лица в качестве учредителя (бенефициара, фактического выгодоприобретателя) юридического лица при открытии счетов таким юридическим лицом, за исключением случаев, если активы такого юридического лица является частью активов траста, фонда, учреждения, другого образования без статуса юридического лица, учредителем (бенефициаром, фактическим выгодоприобретателем) которого является такое лицо.

Осуществлением фактического контроля над иностранным образованием без статуса юридического признается осуществление или возможность осуществления решающего влияния на решения лица или лиц, осуществляющих управление активами такого образования, принятие решений или возможности принятия решений о замене лиц, осуществляющих управление активами такого образования, а также осуществление или возможность осуществления решающего влияния на решение о распределении прибыли в соответствии с законом и/или учредительными документами такого образования.

Положения не применяются к физическому лицу, которое выполняет должностные обязанности директора или другого должностного лица юридического лица в соответствии с его уставными документами и/или специалистов в области права, аудита, бухгалтерского учета, доверительного управления собственностью, которые действуют в пользу и в интересах такого юридического лица с соблюдением надлежащих профессиональных стандартов (в частности, но не исключительно, адвокаты, аудиторы, трастовые управляющие, протекторы, гаранторы, енфорсеры, менеджеры фондов, страховщики). В случае, если указанные в этом абзаце лица действуют в пользу и в интересах физического лица, считается, что такое физическое лицо осуществляет фактический контроль над юридическим лицом.


Налогообложение прибыли КИК

Плательщиком налога в отношении прибыли КИК является контролирующая лицо.

Если одно физическое или юридическое лицо владеет долей или контролирует долю в размере двадцать пять и более процентов в КИК совместно с другими физическими и/или юридическими лицами, и при этом ни одно из лиц самостоятельно не определит себя контролирующим лицом в отношении такой доли в полном размере считается, что все указанные лица являются контролирующими лицами для контролируемой иностранной компании в равных долях (независимо от того, достигает ли размер доли каждого из них двадцать пять процентов).

Объектом налогообложения контролирующего лица является часть скорректированной прибыли КИК, пропорциональная доле, которой владеет или которую контролирует такое физическое (юридическое) лицо по состоянию на последний день соответствующего отчетного периода, по которому рассчитывается скорректированная прибыль КИК.

Скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании, которая была включена в объект налогообложения одного контролирующего лица в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, не может быть повторно включена в объект налогообложения другого контролирующего лица или контролирующих лиц.


Порядок исчисления скорректированной прибыли КИК

Прибыль КИК определяется в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, применяемыми КИК, и сроками для подготовки такой отчетности в соответствующей иностранной юрисдикции.

В случае, если в соответствии с законодательством иностранной юрисдикции налогового резидентства КИК не предусмотрена обязанность составления финансовой отчетности, контролирующее лицо должно обеспечить составление финансовой отчетности КИК в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В случае наличия у контролирующего органа сомнений в достоверности представленной финансовой отчетности КИК, контролирующий орган вправе потребовать предоставления письменного заключения аудиторской компании, подтверждаещего финансовую отчетность КИК, не ранее чем через 12 месяцев после завершения отчетного периода, по которому рассчитывается скорректированная прибыль КИК.

Такое письменное заключение должно предоставляться аудиторской компанией, имеющей право на проведение аудита финансовой отчетности в соответствующей иностранной юрисдикции, и не может содержать негативное заключение или отказ от предоставления заключения.


Особенности расчета скорректированной прибыли КИК:

- сумма отрицательного значения общего финансового результата по операциям по продаже или иного отчуждения ценных бумаг и/или других корпоративных прав уменьшает общий финансовый результат КИК от операций по продаже или иного отчуждения ценных бумаг и/или других корпоративных прав последующих налоговых (отчетных) периодов

- сумма положительного общего финансового результата от операций по продаже или иного отчуждения ценных бумаг и/или других корпоративных прав увеличивает финансовый результат до налогообложения налогового (отчетного) периода контролируемой иностранной компании.

Во время расчета скорректированной прибыли КИК не учитываются:

- сумма уценки, учтенная в финансовом результате до налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде на инструменты собственного капитала, переклассифицированные в финансовые обязательства;

- потери от инвестиций в ассоциированные, дочерние и совместные предприятия, рассчитанные по методу участия в капитале или методом пропорциональной консолидации;

- сумма отрицательного общего результата переоценки ценных бумаг и/или других корпоративных прав;

- расходы КИК от уценки необоротных активов (основных фондов и нематериальных активов) признаются только в момент реализации (отчуждения) таких необоротных активов, или в случае проведения дооценки таких необоротных активов в пределах суммы проведенной дооценки;

- расходы КИК на начисление процентов по долговым обязательствам учитываются в сумме, не превышающей 30 процентов суммы финансового результата до налогообложения, финансовых расходов и суммы амортизационных отчислений КИК по данным финансовой отчетности отчетного (налогового) периода, в котором осуществляется начисление таких процентов;

- расходы на формирование резервов по сомнительной задолженности, прочей дебиторской задолженности, а также доходы от расформирования указанных резервов.

Расходы на списание безнадежной задолженности учитываются только в случае, если такая задолженность соответствует признакам НК Украины

Доходы и расходы КИК по операциям с нерезидентами - связанными лицами, нерезидентами, зарегистрированными в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины, а также с нерезидентами, организационно-правовая форма которых включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины, определяются с соблюдением принципа «вытянутой руки».

Если доходы КИК по таким операциям являются ниже уровня доходов, рассчитанных по принципу «вытянутой руки», доходы КИК увеличиваются на такую ​​разницу. Если контрагентом КИК при осуществлении указанных операций была другая КИК, такая другая КИК имеет право на пропорциональную корректировку финансового результата по такой операции на такую ​​разницу в сторону уменьшения.

Если расходы КИК по таким операциям являются высшими уровня расходов, рассчитанных по принципу «вытянутой руки», скорректированная прибыль КИК увеличивается на такую ​​разницу. Если контрагентом КИК при осуществлении указанных операций была другая КИК, такая другая контролируемая иностранная компания имеет право на пропорциональную корректировку финансового результата по такой операции на такую ​​разницу в сторону уменьшения.

Контролирующий орган может обязать контролирующее лицо предоставить документацию по трансфертному ценообразованию по операциям контролируемой иностранной компании с любым лицом, указанным в настоящем подпункте, в случае, если общий объем операций контролируемой иностранной компании с таким лицом превышает 10 млн. гривен за календарный год, а общий доход такой контролируемой иностранной компании превышает 150 000 000 гривен за календарный год. Указанная документация, вместе с копиями первичных документов контролируемой иностранной компании, должна быть подана в течение 60 календарных дней с дня получения такого требования.

В случае, если контролирующее лицо не подает документацию по трансфертному ценообразованию и/или копии первичных документов, контролирующий орган увеличивает размер прибыли контролируемой иностранной компании до налогообложения на 30% стоимости доходов или расходов, по которым не было подано документацию по трансфертному ценообразованию и/или копии первичных документов.

В случае если контролирующий орган устанавливает несоответствие предоставленной документации по трансфертному ценообразованию, контролирующий орган имеет право самостоятельно определить размер доходов и расходов КИК по таким и соответствующим образом увеличить размер прибыли контролируемой иностранной компании до налогообложения.

В случае если КИК владеет долей в другом иностранном юридическом лице, которое признается КИК для того же контролирующего лица, скорректированная прибыль первой КИК уменьшается на сумму начисленных доходов от участия в капитале в другой КИК и на сумму начисленных доходов в виде дивидендов, выплачиваемых или подлежащих выплате в пользу первой компании от другой компании, долей в которой она владеет.

В случае если КИК прямо или косвенно получает доход через постоянное представительство на территории Украины, скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании подлежит корректировке путем уменьшения на сумму прибыли, полученной за такое постоянное представительство.

В случае если КИК прямо или косвенно владеет долями в юридических лицах, зарегистрированных в Украине, скорректированная прибыль такой КИК уменьшается на сумму начисленных доходов от участия в капитале в таких юридических лицах, зарегистрированных в Украине, и на сумму начисленных доходов в виде дивидендов, выплачиваемых или которые подлежат выплате в пользу КИК от юридического лица, зарегистрированного в Украине.

Скорректированная прибыль каждой КИК определяется отдельно. В случае если скорректированная прибыль КИК отчетного года имеет отрицательное значение, такой ущерб не уменьшает прибыль до налогообложения других КИК отчетного года, однако может быть учтен в уменьшение прибыли до налогообложения этой же КИК в будущих отчетных годах.

В случае если доход (прибыль) КИК до налогообложения согласно финансовой отчетности будет в дальнейшем скорректирован контролирующими органами юрисдикции фактического местонахождения (регистрации) КИК, то контролирующая лицо обязано сделать перерасчет скорректированной прибыли, подлежащей налогообложению в Украине и подать уточненную налоговую декларацию без применения каких-либо финансовых санкций, предусмотренных Кодексом.

Контролирующий орган вправе направить контролирующему лицу запрос на предоставление документального подтверждения фактов корректировки контролирующими органами юрисдикции фактического местонахождения (регистрации) контролируемой иностранной компании дохода (прибыли) такой контролируемой иностранной компании. Налогоплательщик в течение 15 рабочих дней с дня получения запроса обязан предоставить надлежащим образом заверенные копии документов.

Если во время проведения проверки контролирующий орган устанавливает, что контролирующее лицо рассчитало скорректированную прибыль КИК с нарушением требований настоящей статьи, контролирующий орган самостоятельно осуществляет перерасчет скорректированной прибыли КИК.


Освобождение от налогообложения прибыли КИК

Скорректированная прибыль КИК не подлежит включению в общий налогооблагаемый доход (не увеличивает финансовый результат до налогообложения) контролирующего лица в случае соблюдения следующих условий:

а) между Украиной и иностранной юрисдикцией местонахождения (регистрации) контролируемой иностранной компании есть действующий договор об избежании двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией и

б) выполняется любое из следующих условий:

КИК фактически платит налог на прибыль по эффективной ставке, которая не меньше базовой (основной) ставки налога на прибыль предприятий в Украине, или меньше такой ​​ставки не более чем на пять процентных пунктов, или

доля пассивных доходов КИК составляет не более 50 процентов общей суммы доходов контролируемой иностранной компании из всех источников.

В случае, если доля пассивных доходов КИК составляет более 50 процентов общей суммы доходов КИК из всех источников, такие доходы признаются активными при условии, что КИК:

- фактически выполняет существенные функции, несет риски и использует активы в операциях, которые приводят к получению соответствующих активных доходов;

- имеет необходимые ресурсы для выполнения указанных функций, управления рисками и использования активов (квалифицированный персонал, основные фонды в собственности или пользовании, достаточный собственный капитал и т.д.).

Эффективная ставка налога на прибыль предприятий рассчитывается путем деления суммы затрат по уплате налога на прибыль предприятий на сумму прибыли до налогообложения по данным финансовой отчетности за соответствующий календарный год и умножением на 100 процентов.

Скорректированная прибыль КИК не подлежит включению в общий налогооблагаемый доход (не увеличивает финансовый результат до налогообложения) контролирующего лица в случае, если выполняется любое из следующих условий:

- общий совокупный доход всех КИК одного контролирующего лица из всех источников по данным финансовой отчетности не превышает эквивалент 2000000 евро на конец отчетного периода;

- контролируемая иностранная компания является публичной компанией, акции (доли) которой обращаются на признанной фондовой бирже. Перечень бирж и требования к признанию акций (долей) публичных компаний находящимися в обращении на указанной фондовой бирже, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

В случае если прибыль КИК освобождается от налогообложения, контролирующее лицо освобождается от обязанности рассчитывать скорректированную прибыль контролируемой иностранной компании.

 Контролирующее лицо имеет право добровольно отказаться от освобождения от налогообложения прибыли КИК и принять решение о налогообложении прибыли контролируемой иностранной компании путем подачи соответствующего заявления в произвольной форме одновременно с представлением отчета о контролируемых иностранных компаниях.

Составление и подача отчета о КИК и сообщений о получении или прекращении участия в контролируемых иностранных компаниях

Отчетным (налоговым) периодом является календарный год или иной отчетный период КИК, который заканчивается в течение календарного года.

 Контролирующие лица обязаны подавать отчет о КИК в контролирующий орган одновременно с подачей годовой декларации об имущественном состоянии и доходах или налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за соответствующий календарный год.

К отчету о контролируемых иностранных компаниях в обязательном порядке прилагаются заверенные надлежащим образом копии финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, подтверждающие размер прибыли КИК за отчетный (налоговый) год.


В отчете о контролируемых иностранных компаниях указываются:

а) наименование контролируемой иностранной компании, ее адрес, организационно-правовая форма, номера налоговой регистрации (в случае наличия), номера государственной регистрации;

б) размер доли, которой владеет контролирующее лицо в контролируемой иностранной компании;

в) структура владения долей в контролируемой иностранной компании в случае опосредованного владения такой долей;

г) информация о размере дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) контролируемой иностранной компании, прибыли от операционной деятельности и прибыли до налогообложения в соответствии с данными финансовой отчетности;

д) расчет скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании, размера такой прибыли, которая включается в состав общего налогооблагаемого дохода контролирующего лица;

е) информация об основаниях освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании;

е) суммы дивидендов, полученных контролируемой иностранной компанией непосредственно или опосредованно через цепь подконтрольных юридических лиц от украинских юридических лиц;

ж) информация о размере дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) контролируемой иностранной компании, прибыли от операционной деятельности и прибыли до налогообложения в соответствии с данными финансовой отчетности;

з) расчет скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с требованиями настоящей статьи, размера такой прибыли, которая включается в состав общего налогооблагаемого дохода контролирующего лица;

и) информация об основаниях освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с положениями настоящей статьи;

й) суммы дивидендов, полученных контролируемой иностранной компанией непосредственно или опосредованно через цепь подконтрольных юридических лиц от украинских юридических лиц;

к) суммы прибыли контролируемой иностранной компании, которые были фактически выплачены в пользу контролирующего лица;

л) перечень операций контролируемой иностранной компании с нерезидентами - связанными лицами, нерезидентами, зарегистрированными в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Кодекса, а также с нерезидентами, организационно-правовая форма которых включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом «г» подпункта 39.2.1.1 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Кодекса;

м) количество работников контролируемой иностранной компании по состоянию на конец отчетного (налогового) года;

н) информацию о сумме прибыли контролируемой иностранной компании, полученной от постоянного представительства в Украине.

В случае если контролирующее лицо не имеет возможности обеспечить составление финансовой отчетности КИК и/или осуществление расчета скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании до даты предельного срока представления годовой декларации об имущественном состоянии и доходах или налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий, такое контролирующее лицо подает отчет о КИК по сокращенной форме, содержащий только сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «в».

Контролирующее лицо обязано подать полный отчет о контролируемых иностранных компаниях до конца календарного года, следующего за отчетным (налоговым) годом. В случае если в соответствии с таким отчетом общий налогооблагаемый доход (финансовый результат до налогообложения) контролирующего лица увеличивается, такое лицо до конца календарного года, следующего за отчетным (налоговым) годом, предоставляет уточняющую годовую декларацию об имущественном состоянии и доходах или налоговую декларацию по налогу на прибыль предприятий. При этом штрафные санкции и/или пеня не применяются.


Физическое лицо - резидент Украины или юридическое лицо - резидент Украины обязаны уведомлять контролирующий орган:

- о каждом непосредственном или опосредованном приобретение доли в иностранном юридическом лице или начале осуществления фактического контроля над иностранным юридическим лицом, что приводит к признанию такого физического (юридического) лица контролирующим лицом в соответствии с требованиями настоящей статьи;

- об учреждении, создании или приобретении имущественных прав на долю в активах, доходах или прибыли образования без статуса юридического лица;

- о каждом отчуждении доли в иностранном юридическом лице или прекращении осуществления фактического контроля над иностранным юридическим лицом, что приводит к потере признания такого физического (юридического) лица контролирующим лицом в соответствии с требованиями настоящей статьи;

- о ликвидации или отчуждении имущественных прав на долю в активах, доходах или прибыли образования без статуса юридического лица.

Сообщение направляется в контролирующий орган в течение 60 дней с дня такого приобретения (начала осуществления фактического контроля) или отчуждения (прекращения фактического контроля). Форма и порядок направления уведомления устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.


Налоговый контроль за КИК

Контролирующий орган вправе направить налогоплательщику запрос о предоставлении дополнительных объяснений относительно КИК, если есть налоговая информация о том, что:

а) налогоплательщик является контролирующим лицом и не подал отчет о контролируемых иностранных компаниях; и/или

б) сведения, указанные налогоплательщиком в отчете о контролируемых иностранных компаниях, не соответствуют действительности или содержат ошибки.

На запрос контролирующего органа налогоплательщик в течение двух месяцев с дня получения запроса обязан предоставить ответ с объяснением фактов, изложенных в таком запросе с должным образом заверенными копиями соответствующих документов.

В случае если любой контролирующий орган, другой орган государственной власти, банк или финансовое учреждение обнаружили факты, свидетельствующие о владении физическим (юридическим) лицом - резидентом Украины долей в иностранном юридическом лице, такой орган, банк или финансовое учреждение уведомляют об этом налоговый орган. Уведомление направляется средствами электронной связи не позднее 5 рабочих дней с дня выявления указанных фактов.


Основания для проверки контролирующего лица:

а) получение контролирующим органом налоговой информации, свидетельствующей о непредоставлении налогоплательщиком или предоставление с нарушением отчета о КИК;

б) непредоставление контролирующему органу ответа.

При проведении проверки контролирующее лицо обязано обеспечить предоставление контролирующему органу по его запросу копий первичных документов по отдельным или всем операциям КИК. Документы подаются в течение месяца с даты получения налогоплательщиком соответствующего запроса, в заверенных копиях. В случае подачи документов на английском языке перевод на украинский язык не требуется.

В случае необходимости получения дополнительных документов, подтверждающих осуществление финансово-хозяйственных операций контролируемой иностранной компанией при проведении проверки, они предоставляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения дополнительного запроса контролирующего органа.

При наличии сомнений в достоверности или полноты предоставленных документов или непредоставление полного комплекта документов, контролирующий орган может требовать от контролирующего лица предоставления аудиторского заключения по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, который не может содержать отказ от дачи заключения или отрицательное заключение.

При предоставлении контролирующим лицом аудиторского заключения аудиторской компании, имеющей право на проведение аудита финансовой отчетности в соответствующей иностранной юрисдикции, которое подтверждает финансовые результаты контролируемой иностранной компании, такое аудиторское заключение является достаточным документом, на основе которого определяется прибыль контролируемой иностранной компании до налогообложения и исчисляется скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании. Предоставление контролирующим лицом такого аудиторского заключения не требует предоставления им дополнительных документов для подтверждения прибыли контролируемой иностранной компании до налогообложения.

Контролирующий орган не вправе проводить более одной проверки контролирующего лица в течение двух календарных лет.

Должностные лица контролирующего органа, проводящие проверку соблюдения правил о контролируемых иностранных компаниях, имеют право направить лицам, которые являются сторонами операций КИК и/или другими участниками КИК, запрос о предоставлении документов (информации) и/или провести встречную сверку, и/или провести опрос должностных лиц или других работников иностранного лица, и/или связанных с ним юридических лиц.

Налогоплательщик обязан оказывать содействие должностным лицам, которые проводят проверку контролирующего лица, в обеспечении возможности проведения опроса соответствующих должностных лиц или работников КИК. При отсутствии возможности проведения опроса на территории Украины данный опрос может быть проведен путем видеоконференций, которые могут быть обеспечены налогоплательщиком.

Дивиденды - платеж, осуществляемый юридическим лицом, в том числе эмитентом корпоративных прав, инвестиционных сертификатов или других ценных бумаг в пользу владельца таких корпоративных прав, инвестиционных сертификатов и других ценных бумаг, удостоверяющих право собственности инвестора на долю (пай) в имуществе (активах) эмитента, в связи с распределением части его прибыли, рассчитанной по правилам бухгалтерского учета.


Для целей налогообложения к дивидендам приравнивается также:

- платеж в денежной или неденежной форме, который осуществляется юридическим лицом в пользу его основателя и/или участника (участников) в связи с распределением чистой прибыли (ее части);

- суммы доходов в виде платежей за ценные бумаги (корпоративные права), выплачиваются в пользу нерезидента, указанного в подпунктах «а», «в», «г» подпункта 39.2.1.1 подпункта 39.2.1 подпункта 39.2 статьи 39 Кодекса, в контролируемых операциях сверх суммы, которая соответствует принципу «вытянутой руки;

- стоимость товаров ((работ, услуг) кроме ценных бумаг и деривативов), приобретаемых у нерезидента, указанного в подпунктах «а», «в», «г» подпункта 39.2.1.1 подпункта 39.2.1 подпункта 39.2 статьи 39 Кодекса, в контролируемых операциях сверх суммы, которая соответствует принципу «вытянутой руки»;

- сумма занижения стоимости товаров (работ, услуг), которые продаются нерезиденту, указанному в подпунктах «а», «в», «г» подпункта 39.2.1.1 подпункта 39.2.1 подпункта 39.2 статьи 39 Кодекса, в контролируемых операциях по сравнению с суммой, которая соответствует принципу «вытянутой руки»;

- выплата в денежной или неденежной форме, которая осуществляется юридическим лицом в пользу ее основателя и/или участника - нерезидента Украины в связи с уменьшением уставного капитала, выкупом юридическим лицом корпоративных прав в своем уставном капитале, выходом участника из состава хозяйственного общества или иной аналогичной операции между юридическим лицом и его участником, в размере, что приводит к уменьшению нераспределенной прибыли юридического лица.





Заказать консультацию специалистов
Dmitrieva & Partners




Защита от автоматических сообщений*:

CAPTCHA