На порталі ЮРЛИГА опублікован перелік основних положень податкової реформи, підготовлений юристами ЮФ «Дмитрієва та Партнери»

26.12.2014

На порталі ЮРЛИГА опублікован перелік основних положень податкової реформи, підготовлений юристами ЮФ «Дмитрієва та Партнери»

На порталі ЮРЛИГА опубліковані  основні  положення податкової реформи,  на  погляд юристів ЮФ "Дмитрієва та Партнери".

В Украине началась налоговая реформа

 Кабинет министров предлагает сократить количество налогов и предоставить больше полномочий властям на местах.

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы) N1578 от 22 декабря 2014 года.

Как отмечается в пояснительной записке, цель законопроекта - улучшение условий ведения бизнеса в Украине с одновременным повышением показателей Украины в международных рейтингах, а также повышение эффективности использования ресурсов экономики.

Законопроектом предлагается сокращение количества налогов и сборов с 22 до 9.

Изменение количества налогов

Разработанный Минфином документ продиктован, как указывают разработчики, необходимостью повышения инвестпривлекательности страны, в том числе за счет сокращения количества обязательных платежей и сборов, а также снижения тени в экономике Украины и улучшения условий ведения бизнеса.

Документ предполагает ликвидацию неэффективных «неликвидных» налогов, такие как  сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, фиксированный сельхозналог, сбор за пользование радиочастотным ресурсом, а на местном уровне – туристический сбор.

Но в отношении сохранившихся платежей предусмотрены изменения, которые могут нивелировать эффект либерализации. Так, налоги с доходов физлиц предполагается взимать по прогрессивной шкале. Диапазон ставок от 15% при зарплате до 12 500 гривен до 25% при заработке от 83 000 гривен (на сумму превышения). Пассивные доходы (проценты, инвестиционная прибыль, роялти) также подлежат обложению по дифференцированным в зависимости от суммы ставкам: 15-25%  при диапазоне 150 000–996 000 гривен/год.

Не забыли разработчики и о пенсиях: действующий порог налогообложения пенсий в 10 000 гривен предлагается снизить до трех минимальных зарплат (3564 гривны исходя из МЗП 1218,00 гривен), и облагать все, что его превышает, по ставке 15%.

Налог на доходы физических лиц.

Касательно налога на доходы физических лиц предлагается:

1) введение разового ("нулевого") декларирования доходов, имущества и всех других активов, даже если нельзя доказать законность их получения. При этом такое декларирование не является обязательным.

Но в случае, если годовые  расходы плательщика превышают его официальные доходы за отчетный период на 40 минимальных зарплат (48 720 грн), то это будет основанием для налоговиков провести проверку такого плательщика с целью выявления законности доходов, превышающих официальный заработок. Если человек не смог доказать легальность такого дохода, то будет взыматься налог в сумме 30% с разницы между официальным заработком и реальными расходами.

В то же время, для граждан, которые не задекларируют свои доходы, в последующем будет считаться, что их активы, которые зарегистрированы надлежащим образом до 1 января 2015 года, по умолчанию приравниваются к 200 тыс. грн.

В случае, если лицо декларирует наличные средства на сумму более 200 тыс. грн, они должны быть внесены ещё до подачи декларации на банковский счет и храниться там не менее одного года. Иначе надо будет уплатить 3% налога от задекларированной суммы (в течение месяца со дня окончания срока для разового декларирования - 31 октября 2015 года). Эти же 3% нужно будет  заплатить государству и в том случае, если человек решит досрочно снять задекларированные деньги с банковского счета, то есть до истечения одного года.

2) введение налогообложения высоких зарплат. В понимании правительства высокой будет считаться зарплата свыше 10 минимальных (то есть - 12 180 грн). Предлагается такие заработки облагать налогом по ставке 20% от суммы превышения.

3) продление действия нормы касательно налогообложения высоких пенсий. Пенсии выше 3654 грн. будут облагаться налогом. Ставку налога оставляют на уровне 15% от суммы превышения.

4) введение транспортного налога. С 1 января 2015 года ежегодному налогообложению будут подлежать все автомобили с объемом бензинового двигателя более 3 тыс. куб. см и дизельного более 2,5 тыс. куб. см возрастом не более 5 лет. Ставка такого налога составляет 25 тыс. грн. в год.

Налогообложение недвижимости

Кабмин просит Раду ввести 2%-ный налог на всю жилую и нежилую недвижимость вне зависимости от ее площади. Кабмин предлагает Раде отменить нормы Налогового кодекса, которые уменьшают базу налогообложения на 120 кв. м для квартир, 250 кв. м для домов и на 370 кв. м для разных видов жилой недвижимости в общем владении (домов и квартир). Кроме того, правительство предлагает включить в базу налога также нежилую недвижимость (в действующей редакции - только жилая недвижимость) и сделать плательщиком налога не только физических, но и юридических лиц. Также Кабмин намерен установить единую ставку для данного налога - до 2% от минимальной зарплаты за 1 кв. м (кодекс устанавливает только максимально возможную ставку, ее точный размер устанавливают местные власти, поскольку налог на недвижимость относится к местным налогам и сборам).

Органам местного самоуправления предлагается оставить право устанавливать льготы для данного налога для физлиц в зависимости от их имущественного положения, а также для религиозных организаций.

           Акциз

Электрическая энергия может стать подакцизным товаром. Ставка налога будет устанавливаться местными органами власти в размере от 2% до 5% от объема реализации. Подрастет и ставка акцизного налога на алкоголь (спиртовые дистилляты и спиртовые напитки, полученные путем перегона виноградного вина, – то есть коньяки и бренди). Ставка акциза вырастет с 56,42 грн. до 59,96 грн./л, и такой ее размер будет действовать до конца 2015 года. Устанавливается также акцизный налог на реализацию табака и топлива через розничные сети.

НДС

Льготы по НДС остаются в силе, и даже расширяются. Например, помимо операций с зерновыми, этим налогом не будут облагаться  операции по приобретению фишек, жетонов и другие способы оплаты участия в азартных играх.

Уже с января 2015 года весь украинский бизнес может перейти на электронное администрирование НДС, то есть работу с так называемыми «НДС-счетами».  

Еще одно новшество – минимальный порог для обязательной регистрации плательщиком НДС, который увеличивается с 300 тыс. грн. до 1 млн. грн. Также вводится понятие «минимальной базы НДС». Для товаров и услуг это цена их приобретения, для необоротных активов – балансовая (остаточная) стоимость по данным бухгалтерского учета.

В то же время с 2015 года будут отменены льготы, которые освобождали от уплаты НДС некоторые операции: по поставке отходов и лома черных и цветных металлов, а также макулатуры; по поставке необработанных шкур и выделанной кожи; по ввозу в Украину автомобилей «скорой помощи»; издательскую деятельность. Причем компании, которые занимаются изданием книг, лишаются еще и льготы по уплате налога на прибыль.

Но в то же время, законопроект предусматривает отмену льгот по уплате НДС для операций по поставке услуг на получение высшего, среднего, профессионально-технического и дошкольного образования учебными заведениями; услуг по здравоохранению в медучреждениях, а также для операций по поставке периодических изданий печатных средств массовой информации. Другими словами, с внедрением этой нормы следует ожидать повышения стоимости образования, лечения и подорожания печатной прессы.

Пассивные доходы

Правительственный законопроект № 1578 предлагает также внести изменения в Налоговый кодекс Украины с целью увеличения ставки налога на пассивные доходы: проценты по вкладам, инвестиционную прибыль и роялти с 15% до 20%, а также ввести налогообложение пенсий свыше трех минимальных зарплат по ставке 15%.

Налог на роскошь

Законопроект предусматривает введение налог на роскошные автомобили (объем двигателя более 2,5 тыс. куб см - для дизельного двигателя, 3 тыс. куб см - для бензинового двигателя, и возраст которых не превышает 5 лет) по ставке 25 тыс грн в год;


Сбор на импорт

 Кабмин предложил Раде обложить импорт дополнительным сбором. Ставка сбора составит 10% для продуктов питания и 5% для прочей продукции.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.

Изменения ожидают и упрощенцев – все торгующие на рынке и на передвижных объектах (например, кофейни) должны будут обзавестись регистраторами расчетных операций с 1 июля 2015 года.

Новыми налоговыми инициативами предлагается изменить условия пребывания на упрощённой системе налогообложения, а именно - кардинально меняются категории плательщиков единого налога. Из шести групп остаётся четыре. Новыми участниками упрощённой системы станут бывшие плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога.

Кроме того, малый и средний бизнес может получить от правительства подарок в виде уменьшения ставки единого налога почти в 2 раза и прекращения проверок сроком на 2 года.

Кстати, согласно официальной информации Государственной фискальной службы, по состоянию на 1 декабря текущего года на упрощённой системе налогообложения находятся почти 1,3 млн юридических и физических лиц – предпринимателей, которые за январь-ноябрь 2014 года заплатили в бюджет свыше 7 млрд. грн. единого налога.

Другие налоги

Действие военного сбора продлевается еще на год.

В четыре раза увеличивается сбор на обязательное пенсионное страхование при покупке валюты – до 2%, правда, только для физлиц. Юридические лица от этого налога освобождаются.

Аграриям отменяют единый сельхозналог.

Но в аграрной части изменения не радикальные: ФСН заменит налог с гектара земли с учетом ее географических и качественных характеристик.

Также на данный момент стало известно, что на своем заседании 25 декабря 2014 г. Верховная Рада приняла за основу правительственный законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» с учетом предложений профильного комитета об изъятии наиболее противоречивых норм. Также принято решение изъять нормы по легализации доходов граждан (подачи нулевой декларации, введение контроля расхода-дохода граждан и обязанность продавцов товаров и услуг информировать фискальную службу о крупных покупках). Предложено также отказаться от идеи 5-процентного налогообложения наследства (первая линия родства) при сумме свыше 1 млн грн.

 

Статья 

Суть изменений 

Ставки налога на доходы физических лиц


Ставки налога на доходы физических лиц в зависимости от базы налогообложения: 17% для месячного дохода от 12 500 до 42 000 гривен, 20% для месячного дохода от 42 000 до 83 000 гривен, 25% для месячного дохода свыше 83 000 гривен.

Налогообложение пассивных доходов 

15% для годового дохода в пределах 150 000 гривен; 17% для годового дохода от 150 000 до 504 000 гривен; 20% для годового дохода от 504 000 до 996 000 гривен; 25% для годового дохода свыше 996 000 гривен; 5% для доходов в виде дивидендов по акциям и корпоративным правам, выплаченных резидентами-плательщиками налога на прибыль предприятий, кроме доходов виде дивидендов по акциям и инвестиционным сертификатам, которые выплачиваются институтами совместного инвестирования.

Единоразовое декларирование имущества 

С 1 января по 31 октября 2015 год физические лица обязаны одноразово предоставить декларацию доходов, имущества и финансового состояния физических лиц, в том числе полученных с нарушением законодательства Украины в вопросе налогообложения, валютного регулирования. В случае непредоставления декларации в будущих периодах стоимость активов налогоплательщика будет составлять 200 000 гривен.

Акциз на электроэнергию 

В перечень подакцизных товаров включена электроэнергия со ставкой 3,2% от стоимости.

Налог с реализации алкоголя 

Введен акцизный налог с реализации через розничную торговую сеть алкогольных напитков, табачных изделий и топлива. Ставку устанавливают местные органы власти на уровне до 5%.

Декларирование цен в электронном виде 

Внедрение электронной формы подачи декларации о розничных ценах на подакцизные товары и возможность изменения цены дважды в месяц.

Уравнивание налогообложения на сигареты с фильтром и без 

Минимальное акцизное налоговое обязательство по уплате акцизного налога на сигареты без фильтра и с фильтром – 304,11 гривны на 1000 штук

Налогообложение недвижимости 

Включение коммерческой недвижимости в базу налогообложения налогом на недвижимость (сельские, поселочные и городские советы также могут устанавливать льготы по соответствующему налогу для физических лиц в зависимости от их имущественного состояния и уровня доходов, а также религиозных организаций, уставы которых зарегистрированы в установленном законом порядке); предоставление права местным органам власти устанавливать ставки налога на недвижимое имущество для объектов жилой и нежилой недвижимости в размере до 2% (24 гривны) от минимальной заработной платы за каждый квадратный метр; отмена необлагаемого минимума общей площади жилой недвижимости. 

Налог на покупку валюты 

Повышение с 0,5% до 2% ставки сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с операций купли иностранной валюты для физических лиц; отмена этого сбора для юридических лиц.

Сельхозналог 

Отмена фиксированного сельскохозяйственного налога при сохранении льготного налогообложения по НДС.

Военный налог 

Продление действия военного налога до 2016 года, повышение ставки с 1,5 до 2%. 

УПРАЗДНЕНЫ: 

Сбор за первую регистрацию транспортного средства; рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака через территорию Украины; плата за пользование недрами; плата за землю; сбор за пользование радиочастотным ресурсом; сбор за специальное использование воды; сбор за специальное использование лесных ресурсов; фиксированный сельскохозяйственный налог; сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства; сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками; сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ.


Основные направления налоговой реформы в 2015 году

Норма/положение/инициатива

Вступление в силу

Сокращение количества налогов с 22 до 9

2015*

 

 

Налог на добавленную стоимость

 

Переход на электронное администрирование НДС и внедрение НДС-счетов

январь или июль 2015

Отмена НДС-накладных на бумажных носителях

январь или июль 2015

Порог для обязательной регистрации плательщиком НДС вырастет с 300 тыс. грн. до 1 млн. грн.

январь 2015

Отмена целого перечня льгот по НДС

январь 2015

 

 

Для малого и среднего бизнеса

 

Внедрение механизма электронных проверок для малого и среднего бизнеса

2015 год

Двухлетние каникулы на проверки малого бизнеса

2015 год

Сокращение размеров единого налога

2015

Внедрение кассовых аппаратов для упрощенцев второй и третьей групп

после принятия соответствующего законопроекта

 

 

Налог на доходы физлиц

 

Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физлиц (в т. ч. пассивных)

после принятия соответствующего законопроекта

Разовое декларирование сокрытых доходов, в т. ч. полученных незаконным путем

после принятия соответствующего законопроекта

Увеличение налоговой социальной льготы вдвое – до размера прожиточного минимума

январь 2015

Налогообложение любой недвижимости, независимо от площади (также и коммерческой)

после принятия соответствующего законопроекта

Внедрение 30-%-го налога на существенное превышение расходов физлица над его доходами

после принятия соответствующего законопроекта

Пролонгация военного налога и увеличение его ставки с 1,5 до 2%

до 2016 года

Пенсионный сбор с операций по покупке наличной валюты физлицами вырастет в 4 раза (до 2%)

после принятия соответствующего законопроекта

Акцизы

 

Акциз на электроэнергию (3,2% стоимости)

после принятия соответствующего законопроекта

Возврат акциза на переоборудование транспортных средств

после принятия соответствующего законопроекта

Для агробизнеса

 

Отказ от фиксированного сельхозналога

после принятия соответствующего законопроекта

Индексация нормативной денежной оценки для определения базы фиксированного сельхозналога

январь 2015




Замовити консультацію фахівців
Dmitrieva & Partners




Защита от автоматических сообщений*:

CAPTCHA